Содержание психолого-педагогической работы
по приоритетным направлениям
Наряду с основной общеобразовательной программой в Учреждении применяются и дополнительные программы, которые грамотно вписываются в образовательный процесс, помогая углублённо развиваться детям по следующим приоритетным направлениям:
· физическому,
· художественно-эстетическому;
Направления развития ребенка |
Задачи развития |
Физическое
|
*Содействовать охране и укреплению здоровья детей, формировать правильную осанку, гармоничное телосложение; *Приучать детей сознательно относиться к собственному здоровью, знакомить их с доступными способами его укрепления; *Способствовать повышению уровня двигательных действий: освоению техники движений и их координации; направленности на результат при выполнении физических упражнений, выполнении правил подвижных игр. |
Социально-комуникативное
|
* Воспитывать у ребенка культуру познания детей и взрослых, культуру общения; * Развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений со взрослыми и друг с другом как нравственной основы социального поведения; * Развивать самопознание и воспитывать у ребенка уважение к себе |
Художественно-эстетическое
|
* Формировать эстетическое отношение к миру средствами искусства; * Развивать мышление, память, внимание, воображение; * Формировать художественные способности (музыкальные, литературные, изобразительные); *Развивать детское творчество. |
· социально-коммуникативному.
Использование дополнительных программ не нарушает целостность педагогического процесса, не противоречит психолого-педагогической концепции образовательной программы. Все программы используются с учетом региональных особенностей и на основе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей.
Программы реализуются в режимных моментах через организацию кружков. Выбор программ происходит с учетом индивидуальных особенностей (потребностей и способностей) воспитанников, пожеланий родителей (или лиц, их замещающих).
Цель дополнительного образования: выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование физически здоровой, творческой личности.
Направление
|
Дополнительная программа |
Возраст детей |
Социально-коммуникативное
|
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» Стеркиной Р.Б., Князевой О.Л., Авдеевой Н.Н. |
5-6 лет 6-7 лет |
«Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной |
5-6 лет 6-7 лет |
|
Художественно-эстетическое
|
"Цветные ладошки" И.А. Лыковой |
5-6 лет |
«Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнникова |
4-5лет |
|
Физическое |
«Баскетбол для дошкольников» Э.Й. Адашкявичене |
5-6лет |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Реализации дополнительного образования в группах общеразвивающей направленности
на 2015 – 2016 учебный год
Образовательные области |
Название кружка, программа |
Группа раннего возраста
|
Первая младшая группа
|
Вторая младшая группа
|
Средняя группа
|
Старшая группа
|
Подготовительная к школе группа
|
||||||
1,5-2 года |
2-3 года |
3-4 года |
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7 лет |
||||||||
НОД в неделю |
НОД в год |
НОД в неделю |
НОД в год |
НОД в неделю |
НОД в год |
НОД в неделю |
НОД в год |
НОД в неделю |
НОД в год |
НОД в неделю |
НОД в год |
||
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ |
|||||||||||||
Художественно-эстетическое развитие |
Кружок «Самоделкины» ("Цветные ладошки» И.А. Лыковой) |
|
|
|
|
|
|
|
|
25 мин. |
12 ч. 05 мин. |
|
|
Кружок «Музыкальная радуга» («Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнниковой) |
|
|
|
|
|
|
20 мин. |
9ч. 40мин |
|
|
|
|
|
Социально-коммуникативное развитие |
Кружок «Мир вокруг нас» («Безопасность: основы безопасности детей дошкольного возраста» О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной, Н.Н. Авдеевой) |
|
|
|
|
|
|
|
|
25 мин. |
12 ч. 05 мин. |
30 мин. |
14ч. 30мин. |
Кружок «Говорим правильно» («Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной) |
|
|
|
|
|
|
|
|
25 мин. |
12 ч. 05 мин. |
|
|
|
Физическое развитие |
Кружок «Играйте вместе с нами» («Баскетбол для дошкольников» Э.Й. Адашкявичене) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
30 мин. |
14ч. 30мин. |
ИТОГО |
1ч. 20мин. |
38ч. 40мин. |
1ч. 30мин |
43ч. 30мин |
2ч. 45мин. |
72ч. 45мин. |
4ч.
|
116ч.
|
5ч. 40мин./ 6ч. 05мин. |
164ч. 20мин./176ч. 25мин. |
8ч. 30мин.
|
246ч. 30мин.
|
Примечание: На дополнительное образование на каждого ребенка приходится времени в неделю: средняя группа – не более 20 мин, старшая группа – не более 50 мин, подготовительная к школе группа - не более 60мин.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Реализации дополнительного образования в группе компенсирующей направленности
для детей с общим недоразвитием речи
на 2015 – 2016 учебный год
Образовательные области |
Разделы образовательных областей |
Старшая группа (группа для детей с нарушениями речи) |
||
5-6 лет |
||||
НОД в неделю |
НОД в год |
|||
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ |
||||
Социально-коммуникативное развитие |
Кружок «Игралочка» («Безопасность: основы безопасности детей дошкольного возраста» О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной, Н.Н. Авдеевой) |
20мин. |
9ч.40мин. |
|
Кружок «Развивай-ка» («Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной) |
20мин. |
9ч.40мин. |
||
ИТОГО |
375мин. / 6 ч.15мин. |
181ч.15мин. |
||
Название кружка, программа
|
Ф.И.О. педагога, должность |
Возрастная группа |
Кол-во человек |
День недели, время |
Кружок «Развивай-ка» («Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной) |
Давыдова Юлия Сергеевна учитель-логопед |
Старшая группа №4 (5-6 лет) |
12 чел. |
Понедельник 15.15-15.35 |
Кружок «Музыкальная радуга» («Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнниковой) |
Павлова Наталья Александровна музыкальный руководитель |
Средняя №9 (4-5 лет) |
22 чел. |
Пятница 15.50-16.10 |
Кружок «Самоделкины» ("Цветные ладошки» И.А. Лыковой) |
Житнушкина Анастасия Ивановна воспитатель |
Старшая №6 (5-6 лет) |
16 чел. |
Пятница 15.30-15.55 |
Кружок «Игралочка» («Безопасность: основы безопасности детей дошкольного возраста» О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной, Н.Н. Авдеевой) |
Глебова Юлья Александровна воспитатель |
Старшая группа №4 (5-6 лет) |
12 чел. |
Среда 15.20-15.40 |
Кружок «Играйте вместе с нами» («Баскетбол для дошкольников» Э.Й. Адашкявичене) |
Горчакова Марина Алексеевна инструктор по физической культуре |
5-7 лет |
12 чел. |
Понедельник 16.30-17.00 |
«Говорим правильно» («Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной) |
Семёнова Ольга Юрьевна учитель-логопед |
5-6 лет |
12 чел. |
Ежедневно |
«Мир вокруг нас» («Безопасность: основы безопасности детей дошкольного возраста» О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной, Н.Н. Авдеевой) |
Воспитатели старших групп |
5-7 лет |
|
Понедельник |
Численность обучающихся:
|
Общеобразовательные и дополнительные общеразвивающие программы, реализуемые в ДОУ (наименование и автор(ы)) |
Кол-во групп, реализующих программу |
Всего детей |
1 |
«Из детства в отрочество», программой для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет», разработанной авторским коллективом под руководством Т.Н. Дороновой |
12 |
233 |
2 |
О.Л.Князева, Р.Б.Стёркина, Н.Н.Авдеева «Безопасность: основы безопасности детей дошкольного возраста» программа для дошкольных образовательных учреждений и система развивающих заданий для детей старшего дошкольного возраста |
5 |
91 |
3 |
И.А. Лыкова "Цветные ладошки" - программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет |
1 |
16 |
4 |
Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», для коррекционной группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. |
1 |
12 (70 логопункт) |
5 |
Т.Э. Тютюнникова «Элементарное музицирование с дошкольниками» |
1 |
22 |
6 |
Э.Й. Адашкявичене «Баскетбол для дошкольников» |
1 |
12 |
Обеспечение реализации направления
«Физическое развитие»
Направление «Физическое развитие» как приоритетное реализуется в работе с детьми через адаптированное внедрение в образовательный процесс дополнительной программы «Баскетбол для дошкольников» Э.Й. Адашкявичене.
Баскетбол оказывает разностороннее влияние на организм:
· включает разнообразные формы двигательной деятельности (бег, ходьбу, прыжки, удары, ловлю и бросание);
· развивает глазомер, точность и быстроту движений, мышечную силу;
· способствует развитию сердечно-сосудистой, нервной, двигательной систем;
· улучшает обмен веществ;
· укрепляет опорно-двигательный аппарат.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний день. Она направлена на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворение их биологической потребности в движении, сохранение и развитие природных физических задатков.
Цели программы: укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности дошкольников, удовлетворение их биологической потребности в движении, сохранение и развитие природных физических задатков, а также развитие двигательных способностей в области спортивных игр с мячом.
Баскетбол характеризуется непрерывной сменой игровой обстановки и помогает выработать у детей быструю ориентировку, находчивость и решительность, необходимость соблюдения определённых правил в игре. Игра в команде воспитывает дисциплинированность, умение действовать в коллективе, чувство товарищества и взаимной выручки.
Планируемые результаты:
· Укрепление здоровья, формирование правильной осанки, гармоничного телосложения;
· Осознанное отношение к собственному здоровью, знакомство с доступными способами его укрепления;
· Повышение уровня двигательных действий: освоение техники движений и их координации
Обеспечение реализации направления
«Художественно-эстетическое развитие»
Задачи художественно-эстетического развития как приоритетного решаются через реализацию содержания дополнительных программ:
"Цветные ладошки" И.А. Лыкова - программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.
Цель: Опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
Задачи:
· Через искусство и ознакомление с окружающим миром направить творческий потенциал ребенка на осознание собственной эстетической и художественной деятельности.
· Развивать устойчивый интерес, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения, общечеловеческие ориентации в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера.
· Знакомить детей с разными видами и жанрами изобразительного искусства, представления о которых у них углубляются и расширяются.
· Обращать внимание детей на то , что искусство окружает нас всюду : дома . на улице , в детском саду , оно доставляет людям удовольствие , радость , к нему следует бережно относиться.
Программа ориентирована на обогащение и творческое развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
В программе разработана модель интегрированного культуросообразного образовательного пространства в ДОУ на основе комплексирования разных видов изобразительных искусств и художественной деятельности детей разных возрастных групп.
Планируемые результаты:
· Эстетическое отношение к миру средствами искусства;
· Развитие мышления, памяти, внимания, воображения;
· Формирование художественных способностей (музыкальных, литературных, изобразительных);
· Развитие детского творчества.
«Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнникова
Цель:
- привить первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизированного мышления и первичного моделирования творческих процессов;
- развить природные способности ребенка.
Задачи:
- помочь в эстетической игре войти в мир музыки; ощутить и пережить ее чувственно;
- создать предпосылки к формированию творческого мышления,
- способствовать практическому усвоению музыкальных знаний.
Сопутствующие задачи:
- воспитывать потребность в музицировании;
- знакомить с произведениями классической музыки;
- развивать навыки общения и соучастия;
- формировать качества, сопосбствующие самоутверждению (самостоятельности и свободы мышления, индивидуального восприятия)
Планируемые результаты
- сформировать устойчивый интерес к инструментальному музицированию;
- овладение приемами игры на различных МИ;
- понимание дирижерского жеста
Обеспечение реализации направления
«Социально-коммуникативное развитие»
Задачи социально-коммуникативного развития как приоритетного решаются через реализацию содержания дополнительных программ:
«Безопасность: основы безопасности детей дошкольного возраста» О.Л.Князева, Р.Б.Стёркина, Н.Н.Авдеева - программа для дошкольных образовательных учреждений и система развивающих заданий для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транс порте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.
Задача:
· Воспитать у ребенка навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях.
Основные принципы программы:
· принцип полноты, обеспечивающий реализацию всех разделов программы;
· принцип системности, подразумевающий систематическую работу в рассматриваемом направлении, гибкое распределение материала в течение года и дня;
· принцип учета условий городской и сельской местности, позволяющий компенсировать неосведомленность ребенка о правилах поведения в непривычных для него условиях;
· принцип интеграции, способствующий использованию программы как части основной общеобразовательной программы детского сада;
· принцип координации деятельности педагогов, обеспечивающий последовательность изложения темы;
· принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи, подразумевающий активное участие родителей в образовательном процессе, направленном на освоение ребенком знаний о правилах безопасного поведения, здоровом образе жизни и формирование соответствующих умений и навыков.
Планируемые результаты:
· Воспитание у ребенка культуру познания детей и взрослых, культуру общения;
· Развитие социальных эмоций и мотивов, способствующих налаживанию межличностных отношений со взрослыми и сверстниками как нравственной основы социального поведения;
· Развитие самопознание и воспитание у ребенка уважение к себе
«Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
Цели:
· Устранение речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста и осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечение эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.
· Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.
Задачи:
· Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
· Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
· Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников.
· Формирование грамматического строя речи.
· Развитие связной речи старших дошкольников.
· Развитие коммуникативности, успешности в общении.
Планируемые результаты:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
- дифференцировать все изученные звуки;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- различать понятия “звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне;
- овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.