Краткая презентация Образовательной программы
Образовательная Программа МБДОУ детского сада №12г. Конаково разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Цель Программы: обеспечение развития личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и направлена на решение задач в соответствие с требования ФГОС ДО к содержанию и организации образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.
Обязательная часть представлена примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Из детства в отрочество» Т.Н. Дороновой.
В воспитательно-образовательном процессе, наряду с основной программой, применяются и дополнительные программы:
- «Безопасность: основы безопасности детей дошкольного возраста» О.Л.Князевой, Р.Б. Стёркиной, Н.Н.Авдеевой.
- "Цветные ладошки" И.А. Лыковой.
- «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.
- «Баскетбол для дошкольников» Адашкявичене Э.Й.
- «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнниковой.
Образовательная программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 8 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, достижение воспитанниками готовности к школе.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурным ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля какобщем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Учреждение посещают дети в возрасте от 1,5 до 8 лет. Набор детей в группы общеразвивающей направленности производится на основании направлений управления образования администрации Конаковского района, в группу компенсирующей направленности для детей с ОНР на основании заключения районной психолого-медико-педагогической комиссии.
Фактический списочный состав в 2014-2015 учебном году – 233 ребенка.
Количество возрастных групп 12, из них:
· 3 группы для детей до 3 лет,
· 8 дошкольных групп для детей от 3 до 7 лет,
· 1 группа для детей с ОНР.
Наполняемость групп
Наименование группы |
Возрастная характеристика |
Наполняемость группы
|
Всего детей |
Группа раннего возраста |
1,5-2 лет |
16 |
16 |
1-ая младшая группа |
2-3 лет |
17 |
34 |
2-ая младшая группа |
3-4 лет |
22 |
43 |
Средняя группа |
4-5 лет |
21 |
62 |
Старшая группа |
5-6 лет |
22 |
43 |
Подготовительная группа |
6-7 лет |
23 |
23 |
Группа для детей с ОНР |
5-7 лет |
12 |
12 |
Часть программы, формируемая коллективом ДОУ
Приоритет деятельности учреждения по физическому направлению развития детей обеспечен реализацией программы Э.Й. Адашкявичене «Баскетбол для дошкольников»
Цели программы:
· укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности дошкольников,
· удовлетворение их биологической потребности в движении,
· сохранение и развитие природных физических задатков, а также развитие двигательных способностей в области спортивных игр с мячом.
Социально-коммуникативное направление осуществляется через реализацию программам:
- «Безопасность: основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой с детьми подготовительной к школе группы.
Основные разделы программы: Ребёнок и другие люди. Ребёнок и природа. Ребёнок дома. Здоровье ребёнка. Эмоциональное благополучие ребёнка. Ребёнок на улице
- «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной программы для детей с нарушением речи.
Цели:
· Устранение речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста и осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечение эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.
· Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.
Задачи художественно-эстетического направления решаются через реализацию содержания программ:
"Цветные ладошки" И.А. Лыковой
Цель: Опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
Задачи:
· Через искусство и ознакомление с окружающим миром направить творческий потенциал ребенка на осознание собственной эстетической и художественной деятельности.
· Развивать устойчивый интерес, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения, общечеловеческие ориентации в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера.
· Знакомить детей с разными видами и жанрами изобразительного искусства, представления о которых у них углубляются и расширяются.
· Обращать внимание детей на то, что искусство окружает нас всюду : дома . на улице , в детском саду , оно доставляет людям удовольствие , радость , к нему следует бережно относиться.
«Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнникова
Цель:
- привить первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизированного мышления и первичного моделирования творческих процессов;
- развить природные способности ребенка.
Задачи:
- помочь в эстетической игре войти в мир музыки; ощутить и пережить ее чувственно;
- создать предпосылки к формированию творческого мышления,
- способствовать практическому усвоению музыкальных знаний.
Сопутствующие задачи:
- воспитывать потребность в музицировании;
- знакомить с произведениями классической музыки;
- развивать навыки общения и соучастия;
- формировать качества, сопосбствующие самоутверждению (самостоятельности и свободы мышления, индивидуального восприятия)
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ
В МБДОУ идет активный процесс обогащения предметно-развивающей среды, создаваемой с учетом требований ФГОС, а также:
· динамичности,
· стабильности,
· гибкого зонирования,
· индивидуальной комфортности,
· открытости-закрытости,
· учета половых и возрастных различий,
· активности и творчества.
Для каждой возрастной группы предусмотрено наличие:
· мягкого и жесткого инвентаря,
· технического оборудования (аудио и видеоаппаратура),
· дидактического материала.
Для проведения воспитательно-образовательной работы с детьми созданы и оборудованы специальные помещения: физкультурный и музыкальный залы, методический кабинет, логопункт, кабинет логопеда, медицинский и процедурный кабинет, а также все необходимые подсобные и вспомогательные помещения.
Детский сад оснащен теле- и видеоаппаратурой, сканером, копировальной техникой, факсом. Детский сад подключен к сети Интернет.
Все группы имеют необходимый набор мебели: столы и стулья, кровати, соответствующие росту детей, стеллажи, полки и шкафы для игрового и дидактического материала, изготовленные из экологически чистых материалов.
В группах младшего возраста развивающая среда выстроена с учетом главной задачи - развитие сенсорных эталонов: имеется большое количество игрушек из различных материалов: пластмассы, резины, дерева, материи, разных размеров, разных цветов, много разнообразного материала для развития мелкой моторики руки. В игровых уголках, разделенных на три блока (кухня, гостиная, спальня) мебель крупных размеров, которая соответствует росту детей. Имеется много игрушек сборно – разборного характера, а также разнообразные двигательные игрушки (велосипеды, самокаты, машинки, коляски). В группах младшего возраста оборудованы центры воды и песка для проведения опытов с неживой природой (вода, песок, магнит).
В каждой возрастной группе имеются хорошо оснащенные физкультурные уголки с необходимым наполнением: мячи различного диаметра и веса, кегли, кольцеброссы, мешочки с песком, обручи, альбомы с фотографиями и иллюстрациями, демонстрирующими занятия спортом, настольно- печатные игры со спортивной тематикой, атрибуты к подвижным играм (маски, эмблемы, медали).
В детском салу функционирует музыкальный зал оборудованный: стульчиками детскими, стульями для взрослых, фортепьяно, музыкальным центром, DVD магнитофоном, шумовыми игрушками, стенкой–шкафом для дидактических, игровых пособий, детскими музыкальными инструментами: металлофонами, барабанами, ксилофонами, погремушками, колокольчиками, бубнами, деревянными ложками, набором музыкальных треугольников, марокассами, гуслями, трещетками, гитарами, трубой, дудочками.
Спортивно - оздоровительные мероприятия спортивной направленности проходят в спортивном зале. Для этого он оборудован: мягкими модулями, доской с ребристой поверхностью, матами, дугами для подлезания, канатом гладким, кеглями, кольцебросами, контейнером для хранения мячей, кубами деревянным, мешочками с грузом, мишенью навесной, мячами, обручами, палками гимнастическими, скакалками, скамейками, стенкой гимнастической деревянной, стойками переносными (для прыжков), щитами баскетбольными, шведскими стенками. На территории Учреждения имеется спортивная площадка и велотрек.
Оснащение логопедических уголков в группах отвечает требованиям программы и содержит: рабочий стол, зеркала, индивидуальные зеркала, карточки с описаниями и картинками, объясняющими правильное выполнение артикуляционных упражнений, разнообразные поддувалочки, дополнительные пособия и материалы для развития мелкой моторики рук (счетные палочки, спички, штампики); сюжетные и предметные картинки; наборы картинок для работы с различными звуками; дидактические игры по развитию речи. Книги с речевыми упражнениями, тетради со скороговорками и чистоговорками, индивидуальные тетради.
Логопункт и кабинет логопеда созданы в целях оказания коррекционной помощи воспитанникам, имеющим нарушения речи, в освоении ими общеобразовательных программ и разъяснению специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей. Площадь логопедических кабинетов отвечает санитарно - гигиеническим требованиям. Кабинеты оборудованы как для индивидуальной работы с детьми, так и для подгрупповой деятельности. В них имеются парты, настенное зеркало. Кабинеты оснащены: подборками специальной литературы, дидактическими материалами, который систематизирован и упорядочен.
Характер взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей
Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность осуществляется по программе ДОУ.
Цель: Всестороннее развитие детей посредством педагогического просвещения родителей с использованием инновационных форм сотрудничества с семьями воспитанников, профилактика нарушений в детско-родительских отношениях и обеспечение интеграции воспитательно-образовательных задач ДОУ и семьи.
Основные направления программы и формы работы с семьями детей:
· вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада;
· участие в работе педагогического совета ДОУ, родительских комитетах и других объединениях родителей,
· обеспечение родителей информацией о ДОУ и документацией, регламентирующей деятельность ДОУ;
· организация работы с коллективом родителей;
· индивидуально-педагогическая помощь;
· использование разнообразных средств актуальной информации для родителей;
· вовлечение родителей воспитанников в совместную с детьми и педагогами деятельность, участие в досуговых, оздоровительных мероприятиях, оказание посильной помощи ДОУ.