Муниципальное бюджетное дошкольное                                                                                образовательное учреждение                                                                                        детский сад № 12  г. Конаково                                                "Журавушка"

Тверская область, город Конаково, ул Революции, 2а.
телефон 8 (48242) 3-15-80
Е-мail: zuravushka12@yandex.ru


 Версия для слабовидящих


Вторник, 19.03.2024, 13:14
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"

.

Особенности организации развивающей  предметно-пространственной  среды

Успешное выполнение образовательной программы требует создания современной пространственной, предметно-развивающей среды. Для этого в  Учреждении   функционируют дополнительные помещения, обеспечивающие осуществление образовательного процесса:

  • Социально-коммуникативное  развитие (логопункт,  кабинет учителя-логопеда);
  • Художественно-эстетическое развитие (музыкальный зал);
  • Физическое развитие (физкультурный зал);

Развивающая предметно-пространственная среда Учреждения выстроена с учётом ФГОС:  

·         содержательно-насыщенная,

·         трансформируемая,

·         полифункциональная,

·         вариативная,

·         доступная и безопасная.

 

1) Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивает:

·        игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

·        двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

·        эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

·        возможность самовыражения детей.

 

Для детей раннего возраста образовательное  пространство  предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предоставляет  возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов обеспечивает:

·        возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

·        наличие полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

·        наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

·        периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

·        доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

·        свободный доступ детей  к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

·        исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды - соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

 

Функции развивающей среды:

 

   Организующая функция имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности. Развивающая среда является толчком для выбора ребенком того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его интересам, потребностям или формировать эти интересы своим содержанием и видом.

   Воспитывающая функция среды. Среда является тем самым центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

   Информационная функция. Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребенка обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств  и многообразием ее элементов.

   Развивающая функция среды является ведущей. Только тогда среда может претендовать на высокое звание развивающей, когда она содержит материал, каждому ребенку, когда она обеспечивает ступеньки продвижения в развитии ребенка, позволяя ему быть творцом в продуктивных видах деятельности.

 

В младших группах главным является развитие сенсорных способностей. Предметный мир, окружающий малыша, очень разнообразен. Имеется большое количество игрушек из различных материалов: пластмассы, резины, дерева, разных размеров, разных цветов, много разнообразного материала для развития сенсорных представлений и мелкой моторики руки, игрушек сборно-разборного характера. В игровых уголках, разделенных  на три блока (кухня, гостиная, спальня), мебель крупных размеров, которая соответствует росту детей. В группах оборудованы  уголки  «Песок – вода» (для проведения опытов   с природными материалами - водой, песком, магнитами, глиной, камешками   и с различными предметами для повышения любознательности детей - губками, формочками, резиновыми игрушками, совочками, ведёрками и др.), уголки ряженья с  элементы разнообразных костюмов.

 В группах среднего и старшего возраста  предметно – развивающая среда обогащается. С учётом возраста детей оборудованы физкультурные, музыкальные, книжные уголки, уголки природы, изобразительной, продуктивной, театрализованной деятельности, зоны познавательного развития, имеются атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

В группах среднего и старшего возраста оборудованы речевые уголки, где проходит работа по развитию речи. Они включают в себя рабочий стол, над которым расположено зеркало. В речевом уголке имеется все необходимое для работы с детьми: сюжетные и предметные картинки, наборы картинок для работы с различными звуками, карточки с описаниями и картинками, объясняющими правильное выполнение артикуляционных упражнений; разнообразные поддувалочки; дополнительные пособия и материалы для развития мелкой моторики рук (счетные палочки, штампики, рабочие тетради и пр.).

В группах имеется достаточное количество дидактических игр и пособий, настольно-печатных игр, направленных на социальное, эмоциональное и нравственное воспитание дошкольников. Все предлагаемые детям игры педагогически целесообразны и соответствуют возрасту детей.

В раздевалках групп имеются удобные мягкие банкетки для детей,  кресла или пуфики для родителей. Созданы наглядные стенды с информацией для родителей ДОУ.

 

В Учреждении  функционирует физкультурный зал. В зале проводятся утренняя гимнастика, НОД по физической  культуре, спортивные праздники и развлечения.

Для организации физкультурно-оздоровительной работы имеется разнообразное спортивное оборудование:

 Для успешного развития музыкальных способностей дошкольников в музыкальном зале имеется необходимое оборудование.

В работе  используются  музыкальный центр,  синтезатор, телевизор, DVD,  подборка CD и DVD-дисков (в том числе познавательного характера), искусственная елка.

 

В  целях оказания коррекционной помощи воспитанникам, имеющим нарушения речи, в освоении ими общеобразовательных программ и разъяснению специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей в ДОУ  функционирует логопедический пункт. Оснащение логопедических кабинетов соответствует требованиям. Есть зоны для индивидуальной работы с детьми и для подгрупповой деятельности,  имеются столы, настенные зеркала. Кабинет оборудован  средствами технического обучения, оснащены подборками специальной литературы, дидактическим материалом, который систематизирован и упорядочен. Имеются пособия по обследованию речевого и общего развития детей, материал для развития внимания, памяти и логического мышления. В достаточном количестве имеются дидактические игры, пиктограммы  и материалы для формирования звукопроизношения, фонетического восприятия и звукового анализа и синтеза; а также для работы над обогащением словаря, формированию грамматического строя речи и развитию связной речи.

 

Медицинский блок состоит из кабинета врача, процедурного кабинета. Кабинет врача оснащен всем необходимым оборудованием, которое соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Для оздоровления детей используют бактерицидные лампы. Медицинский персонал проводит просветительскую работу: старшая медсестра проводит индивидуальные беседы с родителями, воспитателями, младшими воспитателями; систематически знакомит с новинками методической литературы. Постоянно действует и систематически обновляется стенд медицинской тематики для родителей и сотрудников.

 

В соответствии с модернизацией образования особое внимание уделяется компьютерной грамотности педагогов, поэтому ДОУ оснащен  техникой:  7 компьютеров (в методическом кабинете, кабинете заведующей, в кабинетах учителя-логопеда, в медицинском кабинете, в бухгалтерии,  в музыкальном зале), 3 принтера (в т.ч. 1 цветной), 1 сканер, 1 ксерокс и 1 факс, ламинатор, брошюратор. Детский сад подключен к сети Интернет, имеет электронный адрес и сайт.

 

Территория земельного участка ДОУ ограждена забором, имеется  наружное электрическое освещение. Зона игровой территории включает в себя групповые площадки (индивидуальные для каждой группы), общую физкультурную площадку, которая  состоит из зоны для подвижных игр; зоны с гимнастическим оборудованием и спортивными снарядами; беговой дорожки.

Групповые площадки оборудованы теневыми навесами, на которых предусмотрено переносное  оборудование для спокойных игр и отдыха; оборудование для активной подвижной деятельности и гимнастики: металлические секции с гимнастической лестницей, горка, оборудование для лазания и подлезания, качалка, качели подвесные, стенка гимнастическая, карусели, песочницами, клумбами с цветами, всевозможными скамейками. 

Все участки имеют зеленую защитную полосу из деревьев и кустарников, облагорожены клумбами  с цветами.

Для осуществления физического направления в работе имеются оборудованные спортивная площадка и велотрек.

 

 

Помещение

 

Вид деятельности, процесс

Участники

Музыкальный

зал 

 

НОД

Праздники

Развлечения

Концерты

Театральные постановки

Музыкальный руководитель, воспитатели, родители, дети всех возрастных групп, театральные коллективы города и региона

Кружок «Веселые нотки»

Музыкальный руководитель, воспитатели, дети старшей группы

Театральная деятельность

 Музыкальный руководитель, воспитатели, дети всех возрастных групп, родители, гости

Физкультурный  зал

Утренняя гимнастика

Спортивные праздники

Развлечения

Досуги

Инструктор по физической культуре, воспитатели, дети всех возрастных групп, родители

Кружок «Играйте вместе с нами»

Инструктор по физической культуре,  дети старшей группы

Родительские собрания и прочие мероприятия для родителей

Педагоги ДОУ, школ, родители, дети

Групповая

комната

Сенсорное развитие

Развитие речи

Познавательное развитие

Ознакомление с художественной литературой и художественно – прикладным творчеством

Развитие элементарных математических представлений

Сюжетно – ролевые игры

Самообслуживание

Трудовая деятельность

Самостоятельная творческая деятельность

Ознакомление с природой

Игровая деятельность

Дети, педагоги, родители

Спальня

Дневной сон

Побудка

 

Дети, воспитатели, мл. воспитатель

Приемная

Информационно – просветительская работа с родителями

Самообслуживание

Дети, воспитатели, родители

Медицинский кабинет

Осуществление медицинской помощи

Профилактические мероприятия.

Медицинский мониторинг (антропорметрия и т.п.)

Медицинские работники, дети, воспитатели

Методический кабинет

Осуществление методической помощи педагогам

Организация консультаций, семинаров, педагогических советов

Выставки

Педагоги ДОУ, дети, родители

Музей фаянсовых фигур

 

Дети, воспитатели

 

Образовательная область «Физическое развитие»

 

Помещение

Вид

деятельности

Участники

Назначение

Спортивный зал

НОД

Инструктор по физической культуре,

воспитатели,

дети

Укрепление здоровья детей,

приобщение к ЗОЖ, развитие способности к восприятию и передаче движений

Утренняя гимнастика

Инструктор  по физической культуре, воспитатели, дети

Спортивные праздники и развлечения

Инструктор  по физической культуре, воспитатели, дети, родители

Кружок 

«Играйте вместе с нами»

Инструктор  по физической культуре, дети

Групповые

комнаты

Спортивный

уголок

Двигательная деятельность в течение дня

Воспитатели, дети

Спальня

Гимнастика после сна

 

Воспитатели, дети

Медицинский

кабинет

 

 

Процедурный

кабинет

Осмотр детей, консультации медсестры, врачей

 

 

Прививки, оказание первой доврачебной помощи

Старшая медицинская сестра, врач, ребенок

Старшая медицинская сестра, фельдшер, ребенок, сотрудники МДОУ

 

Координация лечебно-оздоровительной работы

 

Изолятор

Изолирование больных детей до прихода родителей

Старшая медицинская сестра, ребенок

Групповой

прогулочный

участок

НОД на свежем воздухе (старшие, подготовительные группы)

Двигательная деятельность в течение дня

Воспитатели, дети

Укрепление здоровья детей,

приобщение к ЗОЖ, развитие способности к восприятию и передаче движений

Спортивная

площадка

НОД на свежем воздухе (старшие, подготовительные группы)

Праздники, развлечения, соревнования

Инструктор  по физической культуре, воспитатели, дети, родители

Велотрек

Двигательная деятельность в течение дня

Воспитатели, дети

 

Образовательная область «Социально-коммуникативное»

 

Помещение

Вид

деятельности

Участники

Назначение

Групповые

комнаты

Уголок  познания

 Уголок

природы

 

Реализация проектов

Индивидуальная и подгрупповая деятельность

Встречи с интересными людьми

Сюжетно-ролевые игры

Самообслуживание

Игровая деятельность

Воспитатель, дети, родители, гости

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками

Кружок

«Мир вокруг нас»

Кружок «Игралочка»

Кружок «Словаренок»

Кружок

«Говорим правильно»

Воспитатель, дети

Групповой

прогулочный

участок

Режимные моменты,

Наблюдения

Экскурсии

Игровая деятельность

Воспитатель, дети

 

Территория

Учреждения

Экскурсии,

Праздники, развлечения

Воспитатель, дети, родители

 

Методический кабинет

Экскурсии

Выставки

 

Воспитатель, дети,

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

 

Помещение

Вид

деятельности

Участники

Назначение

Групповые

комнаты

 

Уголок  познания

 Уголок

природы

Центр

«Песок-вода»

 

НОД по познавательному развитию

Реализация проектов

Индивидуальная

Деятельность

Опыты

Эксперименты

Воспитатель, дети

 

Познавательное развитие детей, развитие любознательности и познавательной  мотивации

Групповой

прогулочный

участок

Наблюдения

 

 

Воспитатель, дети

 

Территория

Учреждения

Экскурсии,

Праздники, развлечения

Воспитатель, дети, родители

 

Методический кабинет

Экскурсии

Выставки

Воспитатель, дети, родители

 

 

Образовательная область «Речевое  развитие»

 

 

Помещение

Вид

деятельности

Участники

Назначение

Кабинет

логопеда

НОД: индивидуальные, подгрупповые

Учитель-логопед, воспитатель, дети

 

Развитие речи детей, коррекция звукопроизношения

Логопункт

Индивидуальная, подгрупповая деятельность

Учитель-логопед, воспитатель, дети

 

Развитие речи детей, коррекция звукопроизношения

Групповые

комнаты

Уголок  по развитию речи

Логопедический  уголок

Книжный

уголок

НОД по развитию речи

Индивидуальная

деятельность

Ознакомление с художественной литературой

Учитель-логопед, воспитатель, дети

 

Развитие речи детей, коррекция звукопроизношения и ознакомление с художественной литературой

 

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

 

Помещение

Вид

деятельности

Участники

Назначение

Групповые

комнаты

 

Уголок творчества

 

НОД по изобразительной деятельности

Воспитатель,  дети

Развитие художественно-творческих способностей детей, эмоционально-эстетического вкуса

 

Самостоятельная творческая деятельность

Дети

Кружок

«Сами своими руками»

Воспитатель, дети

Кружок

«Очумелые ручки»

Воспитатель, дети

 

Театральный

уголок

 

 

Театрализованная

 деятельности

Воспитатели, дети

 

Музыкальный зал

 

 

 

 

 

 

 

 

НОД по музыкальному воспитанию

 

Музыкальные руководители,

воспитатели,

дети

Развитие музыкальных способностей детей

Праздники, развлечения, разнообразные

представления

Музыкальные руководители,

воспитатели, дети

Кружок

«Веселые нотки»

Музыкальный руководитель, дети старшей группы

 

Книжный уголок

Полочка красоты

Самостоятельная

деятельность

Дети

Знакомство с художественно – прикладным творчеством

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спасибо, что посетили наш сайт!!!